Прививка «политического иммунитета»

среда, 28 декабря, 2011 - 12:23

Заместитель председателя Ассоциации молодежных парламентов Российской Федерации.

Вот и подошел к своему логическому завершению очередной парламентский цикл в России. Государственная Дума России V созыва, действовавшая с 2007 по 2011 годы, прекращает свои полномочия. 4 декабря прошло голосование за кандидатов в депутаты Государственной Думы нового созыва и уже известны результаты выборов. Парламентские партии делят депутатские мандаты, а не парламентские - пишут всевозможные жалобы о нарушениях. Но, как говорится, «после драки кулаками не машут», а «победителей - не судят». И каждый решает для себя сам, какой подход принимать.

Проводя параллель с молодежным парламентским движением России, определяя его место и роль в завершившемся парламентском цикле, думаю, что пришло время и нам собирать свои камни. Надеюсь, что мы сможем достаточно предметно и предельно честно обсудить этот вопрос на Всероссийском семинаре-совещании руководителей молодежных парламентов, которое состоится в Москве с 16 по 18 декабря 2011 года. А пока, в преддверии этого события, и, возможно, в качестве некоторой затравки для предстоящего обсуждения, я хотел бы представить свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

Напомню, что, более-менее системно вопросы развития молодежного парламентаризма, зарождавшегося в России с середины 90-х годов прошлого столетия, начали ставиться во время работы Государственной Думы России III созыва, действовавшей с 1999 по 2003 годы. Именно тогда стали проводиться первые Всероссийские молодежно-парламентские форумы и организовываться соответствующие конкурсы. Именно тогда была впервые создана Общественная молодежная палата при Государственной Думе ФС РФ. Тогда же и появилось небезызвестное Инструктивное письмо Министерства образования России от 24.04.2003 г. № 2 «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах РФ».

Это был период становления молодежного парламентаризма в России, когда многие только начинали узнавать, что это такое и «с чем его едят». А некоторые регионы, как это обычно и происходит, уже были на шаг впереди, и своим опытом демонстрировали все прелести функционирования молодежного парламента. Скажу даже больше, мне кажется, что именно на примере успешного опыта работы молодежных парламентов Рязанской области - председатель Лариса Синякова (Пастухова), Калининградской области - председатель Алексей Фещак, Новосибирской области - председатель Вера Пронькина, и появились региональные молодежные парламенты примерно в 1/3 субъектов РФ. За что им отдельное парламентское спасибо!

Но как обычно это и происходит, на этапе развития большинства организаций наступил период переосмысления, а у лиц, соприкасавшихся с молодежным парламентаризмом, начали появляться вопросы: «а правильно ли они развиваются?», «а туда ли они движутся?», «а надо ли это вообще?», т.к. на фоне зарождения новых реальных молодежных лидеров - парламентариев, некоторые чиновники и политики «местного разлива» стали задумываться о насиженных креслах, и о целесообразности выращивания собственных конкурентов.

И в истории развития молодежного парламентаризма России появилась малозаметная стороннему наблюдателю, но пауза, которая продлилась практически весь период существования Государственной Думы IV созыва (с декабря 2003 по 2007 годы). Молодежные парламенты уже практически не собирались на Всероссийские форумы и функционировали в логике развития своих регионов. Все это привело к состоянию «броуновского движения» внутри молодежно-парламентского сообщества и, как следствие, отсутствие четких показателей эффективности данного общественно-политического института, что ставило под сомнение целесообразность его дальнейшего развития как такового. В некоторых регионах, деятельность молодежных парламентов приостанавливалась и даже прекращалась...
 
И вот, после довольно длительного перерыва в «федеральном» общении, в городе Анапа на Всероссийский форум молодежных парламентариев нас собрал Сергей Возжаев - заместитель начальника Центрального штаба ВОО «Молодая Гвардия Единой России». Тогда, осенью 2007-го года, во время избирательной кампании в Государственную Думу V созыва, мы начали обсуждать назревшие вопросы (в то время я возглавлял Молодежный парламент Кировской области). Именно тогда участниками Форума было принято решение о систематизации деятельности МПД и о выстраивании единой парламентской Команды во всероссийском масштабе, т.к. многие понимали, что в противном случае у Движения просто нет перспектив.

На том Форуме мы договорились о создании Координационных Советов по развитию молодежных парламентов во всех федеральных округах, с той простой целью, чтобы систематизировать имеющийся опыт работы и определить логику дальнейшего развития Движения. В первой половине 2008 года эта задача была выполнена, а осенью 2008 - на очередном Форуме в Анапе была учреждена уже Всероссийская Ассоциация молодежных парламентов. Таким образом, организационно скрепив молодежное парламентское движение России, мы начали поиски его места в политической системе страны и, соответственно, перспектив дальнейшего развития.

В 2009 году, объявленном Годом молодежи в России, молодежные парламентарии - делегаты очередного Всероссийского форума в Анапе - разработали Миссию молодежного парламентского движения РФ: «Участие в определении вектора развития России через представительство молодежи во власти». Можно по-разному относиться к этой, достаточно амбициозной формулировке, но в тот момент и сейчас она нам кажется максимально верной, и мы стараемся соответствовать этой планке, которую сами же для себя и подняли.

Тогда же были определены стратегические Цели Движения: создание действенных механизмов включения молодежи в процессы принятия решений и формирование молодежной политики в России, а также его основные Задачи:

  1. организация работы с молодыми избирателями;
  2. формирование молодежных парламентов путем прямых выборов с использованием технологий электронного голосования;
  3. организация выборов в молодежные парламенты силами самой молодежи путем создания молодежных избирательных комиссий;
  4. развитие сети молодежных парламентов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  5. проведение образовательных форумов в целях повышения политической активности молодежи;
  6. запуск и продвижение Единого портала молодежного парламентского движения России.

Всё это было юридически закреплено в Резолюции VI Всероссийского форума молодых парламентариев, датированной 29 октября 2009 года (День комсомола), с заявкой на создание нового общероссийского молодежного движения, востребованного современной Россией.

Сегодня, оглядываясь назад, мы вправе сказать, что мы, как Движение, в сотрудничестве с Заместителем Председателя Государственной Думы ФС РФ V созыва Светланой Журовой (которая впоследствии стала Председателем Попечительского совета ВОО «Ассоциация молодежных парламентов России») старались максимально возможно выполнять поставленные самими же собой Цели и Задачи.

Мы запустили реализацию проекта «Молодежный парламентаризм - кадры для Будущего», решающего одновременно с 1-й по 4-ю задачу, обозначенные в Резолюции от 29.10.2009 года. Регулярно проводили Форумы всероссийского и межрегионального масштаба.

Мы, как Движение, способствовали реформированию Общественной молодежной палаты (Молодежного парламента) при Государственной Думе ФС РФ, предложив сделать механизм ее формирования и функционирования более демократичным. К слову сказать, именно в стенах Молодежного парламента при Государственной Думе ФС РФ сегодня решается концептуальная задача формирования молодежной политики России, путем разработки проекта ФЗ «О молодежном самоуправлении в РФ», как ответ самой молодежи на ситуацию многолетнего отсутствия в стране ФЗ «О государственной молодежной политике в России».

Мы также создали Единый портал молодежного парламентского движения России в сети Интернет, как коммуникационный механизм всех молодежных парламентариев, с регулярной посещаемостью порядка 30 000 человек ежемесячно.

Осенью 2010 года в Анапе состоялся VII Всероссийский Форум молодежных парламентариев, который мы посвятили вопросам содержания деятельности Молодежного парламентского движения России. И как результат - мы начали формирование общероссийской программы «РОССИЯ НАШЕЙ МЕЧТЫ». По этому поводу было много различных дискуссий, но решение принято и сегодня программный документ «РОССИЯ НАШЕЙ МЕЧТЫ» - это наш образ будущего страны, России, в которой мы хотели бы жить.

Пусть это пока лишь только образ, еще не подкрепленный пакетом нормативных документов федерального значения, но это то, к чему мы стремимся и открыто об этом заявляем, приглашая к сотрудничеству все заинтересованные молодежные организации. Более того, программа «РОССИЯ НАШЕЙ МЕЧТЫ» уже начинает складываться, как общероссийский пазл, из программ регионального значения: «Камчатка нашей мечты», «Приморье нашей мечты», «Кемерово нашей мечты», «Марий Эл нашей мечты» и т.д., разрабатываемыми молодежными парламентами субъектов РФ, основанными на потребностях реальных молодых избирателей данных территорий.

Таким образом, сегодня любой молодежный парламентарий в ответ на вопрос, чем занимается он и его молодежный парламент, может не просто привести примеры отдельно взятых законотворческих инициатив, а продемонстрировать системный подход в своей работе и принадлежность к единой общероссийской команде молодежного парламентского движения страны, рассказав о региональной составляющей Общероссийской программы «РОССИЯ НАШЕЙ МЕЧТЫ» своего субъекта РФ или муниципалитета.

Да, сегодня мы только в начале этого большого пути, но, надеюсь, что когда-нибудь, опираясь на программы муниципальных и региональных молодежных парламентов, мы соберем Общероссийскую программу «РОССИЯ НАШЕЙ МЕЧТЫ», как русскую матрешку, по формуле муниципалитет-регион-федерация, и утвердим ее на заседании Молодежного парламента при Государственной Думе ФС РФ.

Если кратко, то именно так развивалось молодежное парламентское движение России последнее десятилетие.

И вот, со всеми этими политическими «мускулами» в виде всевозможных пониманий, умений и программных документов, появившихся в результате наших продолжительных политических «тренировок», мы подошли к 2011 году - году начала федеральной избирательной кампании, знаменующей завершение парламентского цикла 2007 - 2011 годов и начало нового.  Подошли в предвкушении того, что теперь у нас появился шанс проявить себя и свои способности, как Общероссийского Движения молодежных лидеров. Весной 2011 года мы провели паспортизацию молодежного парламентского движения и зафиксировали, что из рядов нашего Движения уже вышло более 700 депутатов представительных органов власти местного самоуправления, 30 депутатов законодательных органов власти субъектов РФ и даже 3 депутата Государственной Думы ФС РФ V созыва, что подтверждало верность выбранного пути и вдохновляло на новые достижения!

9 июля на Съезде ВОО «Ассоциация молодежных парламентов России» было принято решение предложить всем политическим партиям список представителей нашего Движения в качестве потенциальных кандидатов в депутаты на предстоящие выборы. Но наступил период отбора кандидатов в депутаты, период всевозможных «праймериз» и окончательного формирования списков на выборы в законодательные (представительные) органы власти регионального и федерального уровней. И многие из молодежных парламентариев, кто достаточно успешно зарекомендовали себя на стадии отбора, не нашли себя в утвержденных партиями списках кандидатов...получив, в лучшем случае, предложения поработать в предвыборных штабах или что-то из разряда «подай-принеси»...(хотя есть и обратные примеры).

И сейчас, наверное, вопрос не в том, кто виноват: судьи или участники конкурсного отбора, «махать кулаками после драки или нет?», а в том, что дальше? Есть ли смысл продолжать добросовестные «тренировки», если теперь по личному опыту знаешь, что победители этих политических «олимпиад», скорее всего, будут определяться по другим критериям, нежели заявляются в начале состязаний... Есть ли вообще смысл продолжать «тренировки»? Ведь, выражаясь современным языком, при сохранении таких условий - это просто нерационально, и в конечном счете - не выгодно!

Вопросы действительно непростые, особенно учитывая количество времени, уже инвестированного в это, с одной стороны, а с другой - ценности и нравы современного общества, в котором приходится жить... Но мне кажется, что это как раз одна из тех ситуаций личного выбора каждого, когда нужно отвечать и, прежде всего, самому себе.

Такая логика рассуждения, наверное, может иметь право на существование, но, думаю, что настоящую творческую личность, как художника, писателя, музыканта, или любого другого человека, работающего по призванию, вряд ли что-то способно остановить в занятии любимым делом. Возможно, только действительно в крайних случаях. Так и политика, не важно молодой он, или уже матерый, вряд ли что-то способно его остановить, если он выбрал себе этот путь по призванию, а не из корыстных побуждений.

В конечном счете, как бы не проходил отбор кандидатов в депутаты на старте избирательной кампании (хотя это, конечно же, важно, т.к. формирует внутрикорпоративную степень доверия в партиях), на финише избирательной кампании последнее слово всегда за избирателями. Что, собственно говоря, и произошло 4 декабря. Поэтому я думаю, что прошедшие выборы способны «сломать» только тех молодых политиков, которые не до конца уверены в правильности своего пути, а остальных сделают сильнее, привив им «вирус политического иммунитета».

А в целом, я бы предложил всем нам не забывать, что миссия молодежного парламентского движения России не в том, чтобы все его участники стали депутатами и чиновниками, хотя, по-другому сложно влиять на принятие решений, а гораздо шире. И мы не просто формируем будущую политическую элиту страны, невзирая на партийную принадлежность тех или иных молодежных парламентариев или отсутствие у них таковой, а формируем политическую элиту, имеющую собственное видение будущего развития России, строящуюся на принципах гуманизма, патриотизма, справедливости, единства и неделимости ее территории, и способную за него бороться.

И как бы кто сегодня не относился к молодежному парламентаризму, называя молодежные парламенты «симулякрами» или политическими «песочницами», как правило, именно в этих «песочницах» сегодня собираются те, кто сами формируют повестку развития своих территорий, не оглядываясь на старших «партнеров», а уже «завтра-послезавтра» влияют на принятие важных государственных решений. Ведь, как правило, именно на площадках молодежного парламентаризма, открытых для представителей всех политических взглядов и беспартийных, собираются единомышленники, имеющие возможность свободно и открыто общаться с близкими по духу людьми. А это во все времена было очень и очень ценно, особенно для думающих людей.

Поэтому я предлагаю не «вешать нос» тем, чей первый опыт участия в политических соревнованиях оказался не столь удачным, как им хотелось бы, а сделать правильные выводы из этого опыта и двигаться дальше, продолжая по кирпичику строить РОССИЮ СВОЕЙ МЕЧТЫ! Ведь, как теперь вы знаете из краткой истории развития молодежного парламентаризма в России, прошедшие выборы - это всего лишь один фрагмент из большой эпопеи под названием «Утомленные парламентаризмом» или «Рожденные парламентаризмом» В общем, кому как нравится!

PS: надеюсь, что нам удастся обсудить эти и многие другие актуальные вопросы перспектив развития нашего Движения на Всероссийском семинаре-совещании руководителей молодежных парламентов, которое состоится в Москве с 16 по 18 декабря 2011 года, а те, кто не сможет принять участия лично, но имеет что сказать, прошу высказываться в комментариях, которые будут обязательно учтены.

Александр Бажин, заместитель председателя Ассоциации молодежных парламентов Российской Федерации.

Поделиться:
0
0
0

Голоса: 137