«СтудФонд» предложит Минобрнауки поправки об улучшении системы целевого образования

пятница, 20 января, 2017 - 20:03

В пятницу, 20 января, в Москве в ДК «Трехгорка» прошел круглый стол на тему: «Плюсы и минусы целевого образования». В обсуждении приняли участие студенты Москвы и Московской области, обучающиеся по целевому направлению, представители Общественной палаты Подмосковья и компаний, имеющих опыт в работе целевого обучения.

С инициативой о проведении круглого стола выступил Фонд помощи студентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «СтудФонд» в связи с тем, что вопрос изменений в порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении в последнее время набирает все большую актуальность.

Осенью прошлого года председатель Правительства Дмитрий Медведев заявил, что на сегодняшний день нет необходимости повсеместно возвращаться к подобной практике, как это было в советское время, и отметил, что такой подход может быть только точечным в отдельных регионах и отраслях.

Агентство студенческих коммуникаций «Кампус» обратил внимание на необходимость систематизации и обеспечения открытости информации о целевом приеме в Докладе «О состоянии студенческого сообщества в РФ». Эта инициатива стала одним из итогов «Российской​ студенческой недели», прошедшей в 27 регионах России в октябре 2016 года.

Во время круглого стола руководитель Фонда социальной помощи студентам «СтудФонд» Анна Лапенко рассказала, что министр образования и науки Ольга Васильева предложила внести изменения в действующий закон «Об образовании» и, возможно, в Бюджетный кодекс. Это решение связано с рядом упущений касательно возможности и рентабельности обучения в вузах по целевым направлениям.

Руководитель «Сервиса взаимопомощи» Фонда социальной помощи студентам Роксана Габриелян на примере рейтинга востребованных профессий за 2016 год рассказала о тенденции, когда некоторые специальности популярны среди абитуриентов, но предприятия продолжают нуждаться в высококвалифицированных специалистах.

«Несмотря на стабильно высокий конкурс в медвузы, в поликлиники и больницы идут работать лишь 50% молодых специалистов. Остальные уходят в частные клиники или вообще забывают о полученной профессии», – отметила руководитель «Сервиса взаимопомощи».

В преддверии круглого стола в 20-ти регионах России был проведен опрос среди школьников выпускных классов и абитуриентов, в котором приняли участие 1500 и 3000 человек соответственно. Он выявил, что 74% учеников 10-11 классов слышали о возможности получения целевого направления в вуз, но лишь 10% знают об источниках, где можно получить информацию по этому вопросу. В школе о целевом направлении знали лишь 33% опрошенных, следовательно, 67% учеников старших классов не обладают даже первичной актуальной информацией о возможности получения целевого направления в их регионе.

Согласно опросу, проведенному среди студентов вузов, 62% из них могли бы изменить свои намерения по получению высшего образования, если бы обладали большей информацией о возможностях целевого приема, 83% и вовсе не знали о нем на момент окончания школы, привела статистические данные Анна Лапенко.

Приглашенный эксперт Александр Невзоров, начальник отдела подготовки кадров АО «НПО ИТ» отметил, что намерение Минобрнауки увеличить штрафы «отпугнет» абитуриентов и их родителей от выбора в пользу целевого набора.

«В новой версии закона говорится, что в случае отказа работать на предприятии, которое платило за учебу, студенту нужно будет компенсировать оплату за обучение в тройном объеме и дополнительно уплатить неустойку. Это отпугнет ребят, которые собираются на целевое образование. И не любой родитель пойдет на это», – считает Невзоров.

Ответственный секретарь приемной комиссии РГСУ Екатерина Бодрова считает, что целевой прием интересен вузу, работодателю и студенту, но большую роль в целевом наборе должны играть работодатели: встречаться со школьниками, искать талантливых ребят, проводить конкурсы. В то время как сейчас учебные заведения выделяют квоту и недобирают студентов в приемные кампании.

Студентка, председатель студсовета МГОУ Валерия Хуртина считает, что учащимся нужен целевой набор, который нуждается в преобразовании, а в дальнейшем – строгом контролировании, чтобы приносил пользу.

«Это вопрос проработки. Так, бывают случаи, когда студенты приходят после обучения на работу к работодателю, но им говорят: "Нет, у нас нет мест. Давайте мы разойдемся мирно". Получается, администрация города выплатила деньги впустую на обучение. Я считаю, это вопрос нужно строго контролировать».

Итогом обсуждения стал комплекс предложений от экспертов и студентов Министерству образования и науки РФ, которые будут переданы в ведомство.

В настоящее время продолжается формирование итогового документа и обработка предложений, поступающих из регионов. До 23 января предложения по данному вопросу можно присылать на почту Фонда социальной помощи студентам «СтудФонд»: prava-studentov@inbox.ru.

Пакет предложений, разработанных с учетом инициатив, поступивших из регионов, и по итогам круглого стола будет передан в Министерство образования и науки РФ в начале следующей недели.

Руководитель Фонда социальной помощи студентам «СтудФонд» Анна Лапенко:

– Мы провели круглый стол со студентами, представителями вузов и предприятий, с теми, кто заинтересован в улучшении системы целевого образования. Мы обсуждали с учащимися проблемы, с которыми они сталкиваются не только в процессе обучения, но и «на выходе из вуза», став специалистами своего звена. Например, когда студент приходит трудоустраиваться, и, к сожалению, его место занято, в этом случае ему дают открепительный лист.

Другая проблема – непрозрачность информирования о целевом приеме.

Данный круглый стол был инициирован самими студентами и «СтудФондом» для того, чтобы донести до Министерства образования и науки информацию, которая лежит непосредственно «на низах» от студентов, от преподавательского состава, которые хотели высказаться, хотели быть услышанными. Мы очень надеемся на то, что в ведомстве услышат наше мнение.

В частности, во время круглого стола мы обсудили необходимость создания единого портала, например сайта Минобрнауки или госуслуг. На этой площадке предлагается описать пошаговую инструкцию для студентов о получении целевого образования, составить список вузов, предприятий, предоставляющих условия для получения этой опции. Эта платформа должна помочь абитуриентам и их родителям получить максимальный открытый доступ к информации о целевом образовании.

0
0
0

Отдать голос:

Голос за!

Голоса: 6

Читайте нас в telegram

Рассылка новостей