«МедиаГвардия»: Результаты исследования «Сетевая структура пропаганды и продажи наркотических веществ»

вторник, 11 апреля, 2017 - 12:30

Активисты федерального проекта МГЕР «МедиаГвардия» провели интернет-исследование «Сетевая структура пропаганды и продажи наркотических веществ», по результатам которого они обратились в МВД, Роскомнадзор и к ключевым интернет-провайдерам («Ростелеком», МТС, АКАДО, «Вымпелком», «Мегафон» и др.).

«На адрес проекта приходят обращения от граждан с просьбой обратить внимание на тот или иной сайт по продаже наркотических средств. За последний месяц количество обращений увеличилось в разы, что и сподвигло нас провести анализ работы всех структур. Данная информация необходима для информирования более взрослого поколения и совместной выработки дальнейших решений», – рассказала член Координационного Совета МГЕР, руководитель проекта «МедиаГвардия» Анна Рогачева.

В рамках исследования молодогвардейцы проанализировали социальные сети, мессенджеры, мобильные приложения и сайты. Всего было выявлено более 1,5 тысяч материалов, в которых содержится информация о распространении и продаже наркотических веществ.

СТАТИСТИКА

В 60% случаях информация о наркотиках публикуется на сайтах или агрегаторах, 30% – в мессенджерах, 10% – на страницах социальных сетей, при этом специализированных мобильных приложений обнаружено не было.  

Если говорить о территориальной принадлежности, то около 60% обнаруженных ресурсов относятся в целом к стране, в то время как региональных ресурсов меньше. Среди регионов следует отметить Москву (8,32% выявленных ссылок), Ростов-на-Дону (7,88%), Саратов (7,54%). Найдено также большое количество материалов из Хабаровска, Красноярска, Барнаула, Махачкалы, Сургута, Тулы и др.

МЕХАНИЗМЫ

В ходе исследования молодогвардейцы выявили новые механизмы распространения информации о продаже наркотических веществ. «Можно сказать, что сейчас наркоторговля ушла в онлайн, что значительно усложняет задачу правоохранителей», – рассказывает Анна Рогачева.

Так, существуют две «точки входа» в Сети – открытая (тот интернет, которым все пользуются) и закрытая (различные браузеры, в которых практически невозможно отследить действия пользователей, так называемый DeepWeb).

В социальных сетях работают «информаторы», которые создают сообщества, оставляют пользователям соответствующие комментарии или пишут в личные сообщения.

Перевод средств за приобретение запрещенных веществ осуществляется посредством биткоинов («цифровая валюта») или переводом через интернет-кошельки. Сами наркотики оставляются продавцами в определенных местах.

Аналогичная система работает и в DeepWeb, однако там (в связи с тем, что пользователей практически невозможно отследить) незаконная продажа более распространена – даже существуют различные «интернет-магазины».

ПРОБЛЕМА В РОССИИ

Согласно официальным данным, регулярно потребляет наркотики около 1,6% населения страны. По данным Минздрава России, на учете в специализированных медицинских учреждениях состоит свыше 640 тысяч потребителей наркотиков.

По мнению наркологов, средний возраст начала приема психотропных препаратов в России составляет 15-17 лет. 20% всех наркозависимых – школьники в возрасте от 12 до 17 лет; 60% – молодежь в возрасте от 16 до 30 лет; оставшиеся 20% – люди старше 30, причем процент последних постоянно растет.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

За незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление наркотических средств лица привлекаются к уголовной ответственности по статье 228 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей наказание до 15 лет лишения свободы.

Начиная с февраля 2015 года Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ – до 8 лет лишения свободы (ст. 234.1 УК РФ).

За пропаганду наркотических веществ шестой статьей КОАП предусмотрено наказание в размере до 25 МРОТ с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой для граждан.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«МедиаГвардия» внесла целый ряд предложений по борьбе с  распространением наркотических веществ через интернет.

1. Обращение к провайдерам с предложением заблокировать выходные узлы, т.е. конкретные IP-адреса, через которые происходит финальное подключение.

2. Блокировка сайтов, распространяющих информацию об адресах в теневом интернете, на которых можно приобрести нелегальные товары и услуги.

3. Информационная кампания совместно с операторами связи и компаниями, выпускающими антивирусные программы, по информированию родителей о возможностях функции «родительский контроль».

4. Вывод в топ поисковых систем по основным запросам сайтов, содержащих антинаркотическую направленность (антипропаганда продажи наркотических средств).

0
0
0

Отдать голос:

Голос за!

Голоса: 29

Рассылка новостей